манга в мире
наиболее широко за пределами японии манга представлена в сша и канаде, германии, франции, польше (остальные европейские страны тоже не отстают). в этих странах существует по несколько издательств, занимающихся мангой, и сформирована достаточно обширная читательская база. хуже всего в европе манга представлена в россии.
раньше при издании переводной манги страницы обычно зеркально переворачивались, чтобы их можно было читать так, как привычно западному читателю — слева направо. некоторые мангаки (например, акира торияма) выступают против такой практики и требуют от иностранных издательств публиковать их мангу в оригинальном виде. поэтому, а также благодаря многочисленным просьбам отаку, издатели всё чаще выпускают мангу в незеркалированном виде. например, американская компания tokyopop, принципиально не зеркалирующая мангу, сделала это своим главным козырем в борьбе за кошельки покупателей.
сша была одной из первых стран, в которой начала выходить переведённая манга. сегодня там существует три крупных издательства, регулярно выпускающих мангу на английском и это без сомнения, крупнейший импортёр манги. структура рынка и предпочтения публики довольно сильно напоминают японские, хотя объёмы рынков, конечно, всё равно несопоставимы. американские манга-издательства известны своим пуританством: издаваемые произведения регулярно подвергаются цензуре, примеры которой можно найти здесь.
во франции рынок манги также весьма развит и известен своей разносторонностью. в этой стране популярны работы во многих жанрах, не нашедших отклика у читателей других стран за пределами японии, как, например, драматические произведения для взрослых, экспериментальные и авангардные работы. не особенно известные на западе авторы, как, например, дзиро танигути, во франции обрели большой вес. это отчасти объясняется тем, что во франции сильны позиции своей культуры комиксов.
в германии в 2001 году впервые за пределами японии манга начала издаваться в формате «телефонных книг» на японский манер. до этого на западе манга публиковалась в формате западных комиксов — ежемесячными выпусками по одной главе (конечно, переиздаваясь потом в виде отдельных томов). было запущено два таких журнала — один для сёнэн-манги, другой — для сёдзё. новый для западного читателя периодический формат стал успешным, и сейчас почти все зарубежные манга-издатели отказываются от отдельных выпусков, переходя на «телефонные книги».
в индонезии манга стала одним из самых быстрорастущих направлений массового рынка, и индонезия вышла на одно из лидирующих мест по распространённости манги в мире (кроме японии). также она оказала там большое влияние на местную комиксную индустрию.
первой официально изданной в россии мангой была «ранма ½» - известная работа румико такахаси. на данный момент существуют всего два легальных, и несколько нелегальных издательств, однако переизданной манги, не уступающей по качеству оригинальной, пока ещё нет, как нет и большого спроса на неё.
также манга распространяется среди отаку всего мира в виде сканлейтов.